Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями и актуальными заказами.

Блог "Рынок социального заказа"

Пошаговая инструкция проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Опубликовано: 10 нояб. 2018г.

Шаг 1. Издаем приказ о проведении оценки

Если пришла пора провести спецоценку, то первое, что должен сделать руководитель, — издать приказ о её проведении, а также о назначении комиссии для этой цели. Спецкомиссия состоит из нечётного числа человек (желательный минимум 3).

Руководитель должен назначить председателя комиссии, даже если он сам будет выполнять эту роль самостоятельно.

Шаблон приказа мы вам направляем на электронную почту с этой инструкцией.

Пожалуйста, не забудьте прислать нам скан-копию приказа (это важно).

Шаг 2. Заполняем и утверждаем перечень рабочих мест для проведения оценки

Откройте файл «Заполните для составления договора» (Шаблон мы вам направляем на электронную почту  с этой инструкцией)

В левом нижнем углу вы увидите 3 вкладки:

Карточка, Техническое задание и Лист присоединения

Заполните, пожалуйста, сведения о своей организации во вкладке Карточка.

Заполните перечень рабочих мест, он же Техническое задание (ТЗ). Шаблон мы вам направляем на электронную почту  с этой инструкцией в файле «Заполните для составления договора», вторая вкладка.

Как заполнить ТЗ?

1 графа – номер по порядку

2 графа – Номер рабочего места.

Если вы уже проводили АРМ или СОУТ, то у вас есть этот номер в отчете.

Если это новые рабочие места, продолжите нумерацию с проведенной ранее АРМ или СОУТ.

Если проводите впервые, то номер по порядку может совпасть с номером рабочего места.

3 графа – Структурное подразделение.

Например, наименование отдела.

В случае, если ваше структурное подразделение находится по другому адресу - укажите его в этом столбце, сразу после наименования подразделения.

4 графа – Наименование профессии или должности (по штатному расписанию).

5 графа – ФИО (полностью)

6 графа – СНИЛС, указывается в соответствии с п. 2, часть в), Статья 18. 426-ФЗ.

7 графа – Сменность в часах/график работы

Например: 8ч 5/2 (то есть, 8 часовой рабочий день, 5 дней в неделю, 2 выходных).  Или 1/3 (24 часа, через три дня). В случае, если есть смены, то указывается условная смена.

8 графа – Наименование рабочей зоны (№ каб., наим. цеха и пр.)

9 графа – Используемое оборудование

Если есть персональный компьютер (ПК), принтер, автомобиль (Марка, год выпуска, гос.номер), или другое оборудование например: станок токарный, сварочный аппарат, перфоратор и и.д.)   

10 графа – Используемые материалы и сырье

Например: Металлические и неметаллические заготовки, бензин А – 92, анестезия, пломбировочный материал, дез. средства на основе хлора, спирта,  и т.д.

11 графа – Сведение об инвалидности 

Да/нет

12 графа – Периодические медицинские осмотры (указать пункты из Приказа 302н)

Указать пункты из Приказа 302н, например: Да, п.3.5;3.12 (если вы не знаете пункта, укажите хотя бы факт прохождения мед. осмотров, то есть да или нет)

13 графа – Доплата за вредность

Да/нет

14 графа – Доп. отпуск

Да/нет

15 графа – Молоко/ЛПП

Да/нет

16 графа – Принадлежность к спискам №1 и №2

Списки N 1 и N 2  применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

17 графа – Наличие проведенной аттестации или специальной оценки

Если ранее Ваше рабочее место было оценено или была проведена аттестация, пожалуйста, укажите год проведения и класс условий труда. Например: 2015, 3.1.

Обратите внимание! Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, кроме:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки о досрочном назначении трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

3) Если вы являетесь муниципальными служащими и попадаете под действие ч.4 ст.3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то в настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.                                      

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71595900/#ixzz5B6JoazLm  

Как определить, какие места аналогичные:

·        размещение в одинаковых по типу производственных помещениях;

·        помещения оборудованы системами вентиляции, освещения, отопления и кондиционирования одного типа;

·        рабочие места занимают люди одной должности и выполняют одни и те же функции;

·        на всех рабочих местах действует одинаковый режим рабочего времени или сменности;

·        производственный процесс проходит по одной и той же технологии;

·        оборудование, материалы, сырьё и инструменты для производства — одинаковые;

·        средства защиты — одинаковые.

Из аналогичных мест одного типа оценивают лишь 20%. Но не меньше двух.

Пожалуйста, пришлите нам файл «Заполните для составления договора» с вашими данными в эл.виде (не скан) на e.mail: akcot.takt@mail.ru

Шаг 3. Составление и подписание договора

<Лист присоединения актуален в рамках закупки по социальному заказу, в остальных случаях не нужен>

В случае работы в рамках социального партнерства (по сниженным ценам в рамках закупки), Вам необходимо распечатать заполненный лист присоединения к партнерству, подписать (поставить печать) и прислать нам сканированную копию. Лист присоединения мы направили вам с этой инструкцией в файле «Заполните для составления договора», третья вкладка.

На основании заполненного файла «Заполните для составления договора» мы готовим для вас проект договора (контракта) на проведение специальной оценки.

Чтобы выполнить эту работу качественно, нам заранее важно знать:

·        ваш договор или контракт по ФЗ (на основании какого ФЗ и какой статьи заключается контракт);

·        за счет чего происходит оплата (за счет ФСС, за счет приносящей доход деятельности, из средств какого бюджета);

·        возможна ли оплата по счету или только по акту выполненных работ;

·        указание ваших полных реквизитов, в том числе и банковских, в договоре или контракте.

·        передача итоговых документов экспресс-почтой (оплачивается дополнительно) или заберете самостоятельно в офисе.

·        подходящий вам срок оказания услуг.

Подготовив договор и счет, мы отправляем вам проект документов на электронную почту и ждем Вашего согласования.

После согласования договора (контракты) мы подписываем документы и высылаем вам сканированную копию с синими печатям и ждем в ответ подписанный скан договора с вашей стороны.

Оригиналы вы всегда можете забрать у нас в офисе, получить Почтой России (для районов края) или курьером (по Барнаулу, оплата услуг которого производится Вами дополнительно при получении).

Далее, после выполнения условий договора (оплаты или направления гарантийного письма) Ваша организация попадает в график замеров.

ШАГ 4. Работа эксперта

Чтобы выполнить работу быстро и качественно, не отвлекая вас на длительное время от работы, нам необходимо заранее познакомиться с вашей организацией. Поэтому, просим подготовить документы (в случае наличия) по списку в Таблице №1, шаблон мы направили вам с этой инструкцией в файле «Заполните для начала работ» и заполнить Таблицу №2 в этом же файле, с описанием работ (в случае, если нет должностных инструкций).

Это поможет вам избежать длительных расспросов эксперта и записи ответов под диктовку, так как описание работы указывается в отчетных документах СОУТ и является обязательным нюансом.  

Далее, по согласованному графику вам будет назначен персональный эксперт лаборатории для работы по вашему договору, идентификации вредных и опасных факторов, проведения замеров (если этого требует методика) и составления протокола.

Нам может понадобится не только осмотреть рабочее место, но и проанализировать документы на него, в том числе график смен, отчёты, закрепление транспорта за сотрудниками (из списка Таблицы №1).

Шаг 5. Режим ожидания

Полученные данные передаются в обработку. На данном этапе важно представить документы, которых не было на момент замеров.

Предварительные результаты в электронном виде отправляются на ознакомление. После вашего согласования, если нет замечаний, документы распечатываются, подписываются и направляются вам.

После распечатки документов внесение изменений и дополнений не предусмотрено. Пожалуйста задавайте все вопросы эксперту до согласования электронного варианта.

Шаг 6. Утверждаем отчёт о проведении оценки

Получив документы по СОУТ (отчёт), его нужно утвердить - поставить печать и подписи членов комиссии, а также дату утверждения (подписания).

Именно дата утверждения и станет отправной точкой для отсчёта времени до следующей оценки.

Шаг 7. Сообщаем о результатах оценки

В течении 3 рабочих дней, с даты утверждения, необходимо подать сканированный титульный лист отчёта в Федеральную систему учёта результатов СОУТ. (обязанность согласно статье 18, 426-ФЗ)

Это делается нами, с помощью личного кабинета на портале.

 Пожалуйста, пришлите нам скан Титульного листа отчёта с вашими подписями и печатью на e.mail: akcot.takt@mail.ru (если не указан адрес вашего эксперта)

Шаг 8. Знакомим работников с результатами оценки и размещаем информацию на сайте компании.

У руководителя есть в запасе 30 дней, чтобы донести до работников результаты СОУТ. Причем временная нетрудоспособность, командировки и отпуск в это время не включаются.

Обязанность сотрудника - ознакомиться с результатами СОУТ. Если он откажется делать это, то нарушит требования охраны труда, что влечет за собой дисциплинарное наказание.

Итоги спецоценки необходимо опубликовать и на сайте компании, если он существует. А также информацию о классах труда и предстоящих мероприятиях для улучшения его условий. Эти документы должны появиться в течение 30 дней с момента, когда отчёт утвержден.

Шаг 9. Обмен документами.

По результатам проведения СОУТ у нас должны быть подписанные с Вашей стороны следующие документы:

  • Договор и приложения к нему (с подписями и печатями, оригинал);

  • Акт выполненных работ (передается Вам с результатами СОУТ, может быть подготовлен ранее, по Вашему запросу, с подписями и печатями, оригинал);
  • Заключение эксперта (передается Вам с результатами СОУТ, с подписями членов комиссии, оригинал);
  • Перечень рабочих мест (передается с результатами СОУТ, с подписями членов комиссии, оригинал);
  • Дополнительное соглашение и приложения к нему (если составлялось, с подписями и печатями, оригинал);
  • Приказ о создании комиссии (с подписями, сканированная копия);
  • Титульный лист (передается Вам с результатами СОУТ, с подписями и печатями, сканированная копия).

В случае отсутствия какого-то из этих документов у лаборатории качество и сам факт проведение СОУТ в Вашей организации могут быть поставлены под вопрос и/или отменены, а результаты признаны недействительными.

!Пожалуйста, обязательно проконтролируйте факт передачи документов!

Шаг 10. Декларирование

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда предоставляется вами в территориальные органы ГИТ (Государственной инспекции труда), в течении 30 рабочих дней с даты утверждения отчёта СОУТ, на бумажном и электроном носителях совместно с  нижеперечисленными документами:

- сопроводительное письмо на фирменном бланке (2 экземпляра);

декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (2 экземпляра);

- титульный лист отчета о проведении специальной оценки условий труда (копия заверенная, один экземпляр);

- сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда (копия заверенная, один экземпляр);

- заключение эксперта (копия заверенная, один экземпляр);

декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на электронном носителе (диск/флешка, в формате docx, без таблиц).

Декларация может быть передана В Государственную инспекцию труда одним из нижеперечисленных способов:

1)    Отправить нарочным; в Алтайском крае: 656022, г. Барнаул, ул. Пионеров 24а

2)    Направить почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении; в Алтайском крае: 656022, г. Барнаул, ул. Пионеров 24а

3)    В форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости https://declaration.rostrud.ru/ 

!ОБЯЗАТЕЛЬНО ОСТАВЛЯЙТЕ ЛЮБОЙ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ПЕРЕДАЧУ ВАМИ ДОКУМЕНТОВ В ГИТ!

Даже если при проверке некоторые места были определены как вредные (3 класс) и опасные (4 класс), работодатель все же обязан подать декларацию в отношении тех мест, по которым условия соответствуют установленным нормам и требованиям, а это 1 (оптимальный) и 2 (допустимый) классы условий труда на рабочих местах.

Срок действия декларации соответствия условий труда составляет 5 лет с момента утверждения комиссией отчета о проведении оценки рабочих мест.

Срок декларации считается продленным на очередные пять лет если:

·        в период действия документа на конкретном рабочем месте не были зафиксированы несчастные случаи;

·        у работника не были обнаружены профзаболевания, вызванные воздействием ВОПФ;

·        отсутствуют нарушения государственных нормативных требований охраны труда;

·        не было изменений на рабочем месте, которые влекут проведение внеплановой специальной оценки.

Таким образом, действие СОУТ на ваших местах продлевается еще на 5 лет.

Шаг 11. Завершение спецоценки.

Специальная оценка условий труда завершается соответствующим приказом, в котором прописываются все необходимые дальнейшие действия и назначаются ответственные лица.

Шаблон приказа мы напрявляем на электронную почту вместе с этой инструкцией.

Шаг 12. Хранение

Срок хранения материалов СОУТ составляет 45 лет. Однако, если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы, и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Место и порядок хранения карт СОУТ, а также лицо, на которое будет возложена обязанность по ознакомлению работников с результатами СОУТ, должен определить сам работодатель.