Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями и актуальными заказами.

О рынке социального заказа

Что такое рынок социального заказа?
Опубликовано: 30 сент. 2017г.

      Рынок социального заказа - эффективный механизм, соединяющий заказчиков (закупщиков) и поставщиков товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения социального (общественного) заказа. Под социальным заказом понимается совокупность задач по удовлетворению каких-либо актуальных общественных потребностей, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта хозяйственной деятельности в интересах работников, потребителей, иных социальных групп (категорий, общностей) граждан и общества в целом. 

 

Рынок социального заказа – динамично развивающийся рынок. Наличие постоянного спроса и предложения на рынке обусловлено объективной и закрепленной в Конституции РФ необходимостью решения социальных задач, а также выполнения хозяйствующими субъектами требований:

 

- законов и иных нормативных правовых актов;

 

- целевых программ, грантов и иных форм государственного (регионального, муниципального) заказа;

 

- соглашений о межсекторном социальном партнерстве, заключаемых в различных комбинациях институтами общества, власти и бизнеса;

 

- локальных (частных) программ корпоративной социальной ответственности, благотворительности и иных социальных проектов;

 

- уставных документов организаций (предприятий), выполняющих социальные функции за счет собственных, привлеченных или выделенных средств.

 

Рынок социального заказа - это совокупность фактических и потенциальных заказчиков, потребителей, производителей, поставщиков, вступающих во взаимоотношения с целью обмена, купли, продажи, распределения и потребления товаров и услуг по поводу исполнения социального заказа. Они формируют спрос и предложение на рынке.

 

Потенциальный спрос на рынке формируют, так называемые, институциональные социальные заказчики. К ним относятся:

 

1) «Институты государства» - органы власти всех уровней, которые принимают законы, иные нормативные правовые акты, содержащие социальные требования к субъектам деятельности; реализуют целевые программы и различные формы поддержки социальных категорий и групп, а также социальных инициатив и проектов.

 

2) «Институты гражданского общества» - общественные организации граждан и/или юридических лиц, некоммерческие социально - ориентированные организации, иные социальные и профессиональные сообщества и др. в лице их представительных органов. Они не только формируют законодательные и общественные инициативы (социальные проекты), но и лоббируют свои интересы, реализуют собственные социальные проекты, участвуют в общественной (общественно-государственной) экспертизе законов и нормативных правовых актов органов власти, целевых программ и различных социальных идей (проектов);

 

3) «Институты межсекторного социального партнерства» общества, государства (власти) и бизнеса. В основе которого - соглашения о каких-либо совместных действиях (деятельности) и объединении ресурсов для получения общего социально - полезного результата. Социальное партнерство может иметь различные комбинации. К примеру, разновидностью такого партнерства является государственно-частное партнерство.

 

4) Отдельные физические и юридические лица и их группы – распорядители средств и ресурсов, являющиеся социальными инвесторами, спонсорами, благотворителями и т.п. и которые в том числе инициируют и реализуют собственные общественно значимые проекты.

 

Платежеспособный (фактический) спрос на рынке формируют социальные заказчики – закупщики услуг, работ и товаров, которые необходимы им для реализации социальных проектов (программ), исполнения требований законодательства, установленных социальных функций и иных взятых на себя обязательств в отношении граждан, работников, потребителей социальных услуг (благ) и общества в целом.

 

Они осуществляют закупки, как по «свободным» ценам, так и по «социальным» ценам. Об особенностях ценообразовании на рынке можно узнать здесь.

 

Свое влияние на платежеспособный спрос на рынке оказывает также активность государственных контрольных (надзорных) органов, органов общественного контроля, правозащитных организаций, социальных фондов обязательного страхования и т.п.;

 

Предложение на рынке формируют:

 

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг, производству работ, выпуску и реализации продукции на рынке, в том числе имеющие для этого государственные аттестаты аккредитации, лицензии, сертификаты.

 

Их деятельность, прежде всего, касается вопросов обучения граждан, обеспечения деятельности сертифицированной продукцией, качества процессов и товаров, проведения аудита и экспертных оценок, лабораторных испытаний, разработки документации и отчетности, аутсорсинга отдельных специальных функций и других задач, необходимых закупщикам социального заказа.

 

Это касается также и услуг, связанных с необходимостью самим субъектам получать сертификаты, лицензии, аттестаты аккредитации, разрешения и т.п..

С Реестром участников рынка, в том числе имеющих государственную аккредитацию (сертификаты, лицензии) можно ознакомиться здесь.

 

С Каталогом услуг/ товаров, предлагаемых на рынке можно ознакомиться здесь.